OlympusClub: Дмитрий Зверев о коммерческой съемке на OLYMPUS OM-D E-M1


По просьбе компании «Мерседес-Бенц РУС» я произвел съемку их знаменитого здания на Ленинградском проспекте. Поскольку назначением серии было сопровождение экранной презентации, а не высоко детализованная полиграфия, я решил отказаться от штатива, и снимать своим Олимпусом практически в репортажном стиле, полагаясь на стабилизатор (включен на всех кадрах) и светосильную оптику, коей к Олимпусу уже сделано предостаточно. И вот, что из этого вышло.
 

Это внутренний атриум здания. Съемка велась с одного из средних этажей в «режимное» (сумеречное) время, когда спадающий наружный свет уравновешивается искусственным освещением интерьера. Атриум не имеет окошек, поэтому снимать пришлось через стекло. Даже максимальное приближение к стеклу не помогало полностью устранить блики и отражения. В подобных случаях (когда например снимают витрины магазинов) за спиной фотографа натягивают черную ткань большой площади. Но здесь, поскольку было можно снимать от самого стекла, я ограничился тем, что накрылся курткой. В двух шагах был гардероб, и любезная дама предоставила мне свою верхнюю одежду «для акта фотоискусства». А светосильный объектив в данном случае помог не только укоротить выдержку для съемки с рук, но и увел в расфокус все дефекты стекла

 
 Объектив  Olympus 12-40/2.8 при совместном действии со стабилизатором позволяет снимать с рук даже ночью.  Свет на этой фотографии настолько контрастный, что позволяет большую часть деталей увести в тень, нарисовать объект несколькими штрихами, придав сюжету изрядную долю символизма

 
Вид вниз сделан с кровли здания, с помощью выдвинутой штанги из разломанной по этому случаю стойки Manfrotto. Малый вес  Olympus E-M1 позволил выдвинуть камеру метра на 3. Изображение легко контролировалось по поворотному экрану

 
 Здесь я проверил рисунок нерезкости профессионального зума 12-40/2.8 на открытой диафрагме в сравнении с топовым фиксом 75/1.8 
Он оказался весьма неплох. Задний план отлично обобщился. При этом никаких неприятных штрихов не обнаружено

 

Эта абстрактная картинка на самом деле гардина на окне, сделанная из гирлянд металлических бусинок. Тут  сработало преимущество небольшой по физическому размеру матрицы 4/3 обеспечивать большую глубину резкости даже на макро сюжете, при не самой закрытой диафрагме, необходимой для съемки этого сюжета с рук.
А с точки зрения композиции острый ракурс при широком угле поля зрения объектива здесь дал преувеличенное ощущение масштаба крошечных по сути объектов.

 Фото сделано рыбьим глазом с упомянутой уже штанги, которая позволила подвесить камеру точно над винтовой лестницей. В этом положении невозможно контролировать изображение по поворотному экрану. Поэтому на помощь пришла функция:  трансляция live view по wi-fi на смартфоне с помощью программы Olympus Share. В этой же программе предусмотрен дистанционный спуск затвора. Так что не пришлось никого просить залезать со стремянкой и нажимать кнопку

 
Крупный план в интерьере, необходимый для разбивки серии общих видов. Заодно повод получить удовольствие от съемки на объектив 75mm/1.8, с его боке.


Единственный сюжет, реализованный со штатива. Здесь была необходима не только длинная выдержка для длинных треков от автомобильных фар. Но и зажатая диафрагма, для эффекта лучей на фонарях.
 
Обязательный сюжет в коммерческой архитектурной фотографии — отражения в окнах. Наилучший эффект достигается съемкой длиннофокусником со значительного расстояния.


Здесь одновременно решена тема здания, и продукции, которая в нем реализуется. Поворотный экран позволил легко двигать, поднимать и опускать камеру для подбора наилучшего положения отражений в стеклах Мерседеса.
 
Маленькая камера и поворотный экран помогают снять живой сюжет незаметно для людей. Сумеречное (режимное) время выбрано для съемки, чтобы иметь одинаково комфортно освещенные как помещение, так и улицу на заднем плане.

 
 Снимок сделан лежа на полу в открытом лифте атриума, во время его движения, чтобы добиться смаза деталей за пределами лифта. 
Съемка велась на чрезвычайно широком угле, при фокусном расстоянии в 7мм. Поэтому не составило труда удержать камеру на выдержке около секунды, чтобы детали лифта при этом остались резкими.
 
Съемка вечером с рук на фиксфокальный объектив 17mm/1.8 оказалась вполне комфортной.  Резкость по всему полю отличная.
 
 При съемке архитектуры в погожий день стоит обязательно попробовать поляризационный фильтр. Он помогает добиться густого и плотного цвета неба, и понастоящему светящихся освещенных участков. Даже если вам не понравится стандартно популярный кадр с максимально темным небом, вращая фильтр вы можете получить много вариантов яркостей неба, и цвета облицовки самого здания. Здесь использовался фильтр B+W 62mm Circular Polarizer MRC. Светосила системы упала на две ступени, но на качестве фотографии, несмотря на съемку с рук вечером, это не сказалось. Хватило светосилы и качества объектива.
 
Здесь я сделал попытку разнообразить архитектурную съемку жанровым кадром. Фигура девушки с ее отражением сюжетно связывают витрину моделей автомобилей с пространством магазина, где стоят настоящие мерседесы.

 
В большинстве случаев при съемке с рук Olympus E-M1 справляется с искусственным освещением в интерьере, или в режимное время на открытом воздухе даже без фиксов, а с профессиональными зумами, типа Olympus 12-40/2.8 или Panasonic 35-100/2.8… Чувствительность до ИСО 800 хороша или приемлема для журнального разворота. И даже 1600, если сюжет достаточно контрастный. Это очень заметно повышает эффективность например в архитектурной фотографии, где чрезвычайно ценно «режимное» время. А оно длится не более получаса в день. Отказ от штатива, и активное использование поворотного экрана для поиска и контроля над ракурсами, да и общий комфорт при пользовании легкой и компактной системой позволяет набрать в разы больше материала за одну такую съемку.

Вся оптика Olympus, которая есть в моем распоряжении, превосходного качества. Она не теряет резкости и контрастности на полностью открытой диафрагме, за исключением (возможно) объектива 45/1.8, который на f1.8 несколько «мягчит». Так же рисунок становится мягче на любых линзах при диафрагмах от f11 в сторону более закрытых, но уже из-за дифракции. Хотя это неплохо компенсируется функцией Clarity в RAW-конвертере Photoshop, ибо детали с картинки не пропадают, а только чуть падает их контраст.
 
Стабилизатор поразительно эффективен, если снимать без подготовки и даже чуть дернуть камеру во время спуска затвора. Т.е. если Вы мгновенно реагируете на ситуацию, то не нужно замирать на долю секунды, чтобы стабилизировать камеру в руках, что повышает шанс успеть поймать момент.  Однако если стоять надежно, и держать камеру очень крепко, как ворошиловский стрелок, то автоматика иногда не достигает четкого понимания как компенсировать движение, и эффективность стабилизации падает, не давая ощутимого выигрыша. 
 
Есть небольшая претензия к поворотному экрану. Конечно он сенсорный, крепко сделанный, очень яркий, и просто качественный. Однако он 2D. Привыкнув в свое время к 3D экрану на Olympus E-3, теперь в отдельных случаях испытываю неудобство, если к примеру нужно сделать вертикальный кадр с пола. Или в некоторых других сложных ракурсах, с выносом камеры на моноподе или штанге, не всегда есть возможность развернуть экран удобно.
 
 


  • avatar OlympusClub
  • 3189
  • 8
  • 1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.