OlympusClub: Дарья Булавина

Дарья Булавина — известный московский фотограф, руководитель собственной фотошколы, уверена, что успех фотографа, как и любого творческого человека, зависит от усердия, стараний и желания работать над собой. Дарья учит своих студентов свободному от каких-либо стереотипов мышлению, и каждый день доказывает своим примером: вдохновение — всюду вокруг нас. 



Я начала снимать около десяти лет назад, когда мой молодой человек купил камеру. В тот момент меня тоже заинтересовала фотография. Он не смог разобраться с настройками, и отдал камеру мне. Что интересно — тогда мне меньше всего нравилось фотографировать людей. Но чем больше я этим занималась, тем больше меня увлекали именно портреты. Примерно через полгода меня пригласили работать в колледж, преподавать фотографию для детей. Какое-то время я вела занятия, но мне не нравились учебное пособие и программа, по которым приходилось преподавать. Тогда мне дали возможность подготовить два собственных учебника по фотографии, и это очень сильно меня затянуло. Студенты, которые у меня учились, стали просить создать свою фотошколу, поскольку двух семестров им было недостаточно. С этого небольшого количества учеников я и начала активно ее развивать.

  12 октября моей фотошколе исполнится восемь лет. За это время я выпустила более 2000 студентов. Все они — люди, которым я лично преподавала фотографию, другого педагога у меня нет. В этом и заключается ценность моего образования — к каждому студенту я нахожу индивидуальный подход. Это школа одного человека, если можно так выразиться. И да, естественно, я даю мастер-классы. Но надо понимать, что их посещают люди, уже имеющие представление о фотографии. Они идут на конкретного мастера с целью узнать больше именно о его стиле работы.
Развить талант, как и видение, можно и нужно. Делается это как раз с помощью прикладных знаний. То есть если вы знаете историю искусств, много читаете, интересуетесь литературой, музыкой, живописью, кино, то быстро двигаетесь вперед. Если же вы осваиваете только технику — это, увы, не развивает. Есть люди, которые постоянно сидят на форумах, вычитывая какие-то технические подробности, тестируют технику на предмет ее возможностей, — они не являются фотографами. Они хорошие тестировщики, но некоторые темы им не понять.



Ощущение и понимание того, что ты работаешь над собой, — это самое главное. Кроме того, нужно работать не только над выставлением света, но и над своим мировоззрением. В любой фотографии живет определенная философия. У нас как учат? «Нельзя центрировать кадр». А почему нельзя? «Потому что плохо». А почему плохо? Непонятно. Иногда, наоборот, это хорошо. Вот, например, стоит береза посреди поля. В этом случае централизация кадра дает ощущение полнейшего спокойствия. Или гора, например. Это не плохо, это может быть просто скучновато.
Понятия «хорошо» и «плохо» эфемерны. Все надо изучать посредством истории и прикладных знаний, а не так, как, к сожалению, делает большинство школ и многие мастера советского уровня — те, кто плохо относится ко всему новому в принципе.
  В Германии меня научили думать по-разному. Оценивать произведение искусства не по параметру «нравится — не нравится», «плохо — хорошо», а по параметру «поняла я произведение искусства или нет». Например, это касается необычных ракурсов. Если понимаешь, что́ хотел сказать автор, значит понимаешь, что́ в тот период времени было для него актуально, и это прекрасно. «Черный квадрат» Малевича большое количество людей не признает, они говорят: «Я тоже могу нарисовать такое» и совершенно не понимают, что за ним стоит. Я горжусь тем, что в Германии очень правильно и грамотно настроили мой ход мышления. Сейчас я так же учу и своих студентов: хорошие книги, хорошая научная литература. 



Я часто езжу в Германию и вместе со своими студентами посещаю галереи и разные интересные места.

 Я решила совершить авантюрный поступок и в ту поездку не брать свой Canon. Стас Васильев уговорил меня попробовать  OLYMPUS OM-DE-M5 MarkII.  Надо сказать, что первоначально отнеслась к нему с большим предубеждением: я человек традиционный, и мне всегда нравились большие камеры, маленькие я просто не воспринимала. Когда же начала работать с данны фотоаппаратом OLYMPUS, впечатления превзошли все мои ожидания. Был такой момент. Моя студентка, снимавшая зеркальной камерой Canon, попросила совет по настройкам. После трех недель работы только с OLYMPUS я взяла в руки ее технику и оценила вес очень жестко: пять минут продержала и устала. Тогда я подумала: если за те же деньги можно использовать другую, легкую камеру без потери качества, зачем носить тяжести? После поездки я осталась очень довольна техникой OLYMPUS. По возвращении у меня было несколько рекламных съемок, и мне было лень брать свой Canon, хотя ношу его не я, а мой ассистент. Но если учитывать, что я держу камеру во время работы, мне удобнее OLYMPUS. 
 

  
Сейчас я использую и OLYMPUS, и Canon. Окончательно перейти на OLYMPUS я не могу из-за одного важного для меня момента — наличия у него только одной карты памяти. Думаю, это будет исправлено. И еще некоторые сюжеты камерой OLYMPUS снимать тяжелее не из-за кропа, а из-за особенностей следящей фокусировки, которая похуже, чем у топовых полнокадровых камер Canon. Но повторюсь: я уверена, что речь идет о совсем небольшом промежутке времени, когда эти два момента будут исправлены. Вот что, собственно, меня немножко и смущает, хотя в той поездке я не обращала на это внимания, того же следящего фокуса мне вполне хватило. Очень радует серийная съемка: 10 кадров в секунду, и если где-то промазал, есть другие кадры, из которых можно выбрать. Лично мне OLYMPUS  подходит для всего — пейзажа, портрета, студийного портрета, стрита, репортажа (здесь им снимать просто великолепно!), свадеб. Повторюсь, эти 10 кадров в секунду очень важны: такая скорость серийной съемки позволяет получать огромное количество позитивных светлых эмоций, что позволяет выигрывать в международных конкурсах. У меня бы их не было: моего Canon не хватало, а вот OLYMPUS успевает. Если дойдет до 15 кадров в секунду, то это будет вообще отлично. Я работаю со вспышками, которые синхронизируются до 20 импульсов в секунду. И с OLYMPUS, и с Canon проблем нет. Возможно, OLYMPUS подойдет не для всех коммерческих и рекламных проектов, там требуется большое разрешение матрицы. В моем OM-D E-M5 Mark II 16 Мпк, и в принципе, мне их хватает, но иногда надо больше. Например, у меня была реклама для Bosch, где требовалось порядка 36 Мпк — речь о рекламе для растяжек и баннеров.
 
Я всегда стараюсь работать так, чтобы было комфортно всем. У меня несколько вариантов ретуши, и мне удобно, когда человек решает сам, какая ему нужна. Если мне кажется, что требуется определенная обработка, я выбираю ее и заранее обсуждаю это с заказчиком. Как развить свой собственный стиль? Опять же с помощью образования и чтения соответствующей литературы. Есть прекрасная книга «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена о цвете и о том, что происходит с его восприятием. Она очень помогла мне развить чувство вкуса и цвета. Я бы посоветовала ее всем, кто хочет научиться лучше чувствовать цвет. Второй момент — огромное количество живописных работ, просмотр которых доставляет мне большое удовольствие. Я очень люблю картины художников эпохи Возрождения. Цвета на них, возможно, немного депрессивные, но сами сочетания очень интересны. И третий момент — хорошее, качественное кино, например фильмы Тима Бертона — у него прекрасный цвет.
 
Я обращаю внимание на колористику, цвет и пытаюсь понять, как приглушен какой-либо оттенок. В этот момент начинаешь учиться и думать: а может, мне попробовать такую обработку в фотографии? Я всегда открыта для любых экспериментов в творчестве и очень не люблю, когда фотографы «застывают» и говорят: буду обрабатывать только так. Когда начинаешь анализировать цвет, приходишь к чему-то новому.
 
  Те, кто знает историю фотографии, наверняка помнят имя Моисея Наппельбаума. Это автор самого известного портрета Ленина. У него есть книга «От ремесла к искусству», где он рассказывает как раз о том, как делал так, чтобы люди на съемках были настоящими. От себя могу добавить, что самое главное — это хорошее настроение и желание сделать красивый портрет. Когда фотограф видит, что-то не так, или думает, какая модель некрасивая, это настроение передается. Если же у него только хорошие побуждения; если он думает о том, какой красивый портрет сейчас сделает, а человек порадуется; если он хочет создать красоту или показать человека по-другому — это безумно интересно. Фотограф должен быть уверен в себе. Хорошее настроение и уверенность в себе уже работают на раскрытие. Люди очень часто волнуются и боятся, идя на съемку. И если фотограф будет молчать или пребывать в плохом настроении, то человек в какой-то момент потеряет интерес к фотосессии, тогда ее можно заканчивать.
 
Каждый раз, улыбаясь на съемке, я делаю это искренне. Мне интересны люди, и они в ответ сами раскрываются. Надо уметь радоваться каждому моменту, и солнцу и дождю, как бы банально это ни звучало. Хуже всего — находиться в депрессии и постоянно жаловаться на то, что у вас что-то не получается. Надо уметь ограждать себя от негатива, от споров по каким-то мелким моментам, если это касается общения с клиентом, например, количества предоставляемых ему по итогам съемки фотографий. Нужно быть искренне, а не наигранно позитивным. Нужно именно радоваться и любить свою работу.
 





Об авторе

Сайт: http://www.daria-bulavina.ru/
 
Фотошколаhttps://vk.com/photoschool
 
 
 
 
 
 
  • avatar OlympusClub
  • 3469
  • 2
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.